Рубрики

<-- REKLAMAS -->
Реклама на нашем сайте:
<-- REKLAMAS -->

Бытовой жанр

Бытовой жанр всегда был «зеркалом» своего времени. В принципе, его можно считать и самым старым – вспомнить ту же наскальную живопись со сценами охоты, обрядов и быта. Однако практически всю историю своего существования он мог нести две функции: либо буквально фиксировать замеченные в жизни картины из жизни людей, их поведение, взаимоотношения, жилища и т.д. – либо через некоторые нюансы или яркие контрасты показывать экономический, культурный и социальный контекст происходящих событий.

Первыми серьезными работами в этом направлении считаются древнеримские и эллинистические росписи и мозаики, хотя их зачатки видны уже во времена древней Греции. Гуманизм времен средневековья способствовал еще большему развития жанра в рельефах, миниатюрах и росписи: появились уже конкретные наблюдения за обычной жизнью и жанровые сцены. Жанр был распространен и популярен и в Азии, и в Европе.

Но настоящий «золотой век» его пришел, конечно, на эпоху Возрождения. Первая ласточка была итальянской: первопроходцем в 14 в. стал Джотто Лоренцетти. Следующими стали Ян ванн Эйк Гертген, Синт Янс и Боутс из Нидерландов, вскоре подтянулась и остальная Европа. Больший упор делался на религиозные сцены, причем они становились все красочней, с большим количеством деталей. Однако произошло и некоторое слияние – черты быта стало обретать и прежде «чистое» религиозное направление в живописи. Чаще всего изображались сцены из жизни высшего сословия; но уже в 15 в., благодаря французским братьям Лимбург, в живопись «просочился» и быт простого народа.

В 16 веке вновь пошло отделение от религиозных мотивов. Самыми яркими представителями были венецианцы Бассано и Джоржоне, Карпаччо и нидерландцы Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель – особенности поведения, предметы интерьера людей из разных классов особенно хорошо и живо показаны именно в работах последних.

Окончательное формирование же состоялось уже в 17 в. – усилиями таких творцов, как Рубенс, Вермер, Метсю, Терборх, Веласкес, Караваджо и многих других. В это время произошло и разветвление на демократическое течение (Стен, Рембрандт, отчасти Брауэр) и идеалистическое, где картины представляли в основном счастливую жизнь утопических крестьян или богатых горожан (Нетсхер, Тенирс).

Интересно, какими глазами потомки – благодаря этому жанру – увидят наше время, когда ноутбуки http://www.ukrshops.com.ua/cataloguecls62sct1/Noutbuki.html, мобильные телефоны и телевизоры http://www.ukrshops.com.ua/cataloguecls104sct19/ZhK_LCD_televizory.html стали неотъемлемой и почти незаметной сферой современной жизни – а для них рано или поздно будут такими же раритетами, как для нас кареты, пышные наряды и рыцарские доспехи.

Comments are closed.